пятница, 10 декабря 2010 г.

Мотылек

                                                           Кто стремится к счастью,  должен идти к нему даже сквозь огонь и мечи.
                                                                                    Диоген Синопский
  
       В темном  влажном подвале, за бочкой с капустой, жил  бедный ночной  серый  мотылек. Он сидел грустный, склонив свои темные крылышки, а дни и ночи проходили бессмысленно, монотонно. Мотылек  не был  там одинок. Соседкой  у него была  летучая мышь, но от этого соседства - небольшая польза: мышь была неразговорчивой, угрюмой и, к тому же, смотрела на бедного мотылька  с каким-то презрением. Сказано – неровня!  
       Летучая мышь тихо сидела в своем уголке, ни о чем  не жалела, ничего не желала. Разве что угла еще темнее, чтобы сидеть там спокойно и никогда не видеть досадно разительного белого  света. Правда, здесь, в подвале, тот свет не очень докучал, но все-таки иногда кое-кто заходил со свечками, даже иногда наклонялся над бочками, набирая капусты.  Летучей мыши все было очень неприятно и, если бы ее воля, она  тот свет погасила бы  крыльями…навеки…навсегда…
      Мотылек на своем долгом веку еще не видел света, душой только слышал он, что где-то далеко есть сторона лучше, яснее, ярче, нежели его родной подвал. Иногда из маленьких черных ладоней окон, что  были в подвале, падал, пробивался солнечный  лучик, но не мог мотылек разобрать, что оно такое, тот  свет, и каким он должен быть. В темном уголке  на крошечном, жалком стебельке росла ромашка, слабеньким, но животворящим нектаром которой питался мотылек. Мышь иногда подлетала к слабеющему, поникшему цветку, смотрела и возмущалась тонким, жалким стеблем. И когда на несколько минут лучики все же пробивались сквозь щели, чтобы поддержать жизнь в этом слабеньком, почти прозрачном цветке, мышь, ворча, забивалась от досады  в свой угол… Лучик, чуть приметный, тоненький, как ниточка, и очень - очень  бледный, изредка нежно прикасался к ромашке, и она словно оживала. Бывало, сидит мотылек и все думает: где же  ясный свет, где он? Но этого не знал ни он, ни его сердце, а посоветоваться было не с кем. Лететь  искать тот яркий свет у  мотылька не было ни смелости, ни сил.
 Однажды, когда мотылек пил нектар, ромашка спросила, почему он такой грустный и, узнав причину, рассказала…. В чистом поле, в широком раздолье  жила-была ромашка. Каждый день она гордо поднимала свою солнечную головку и улыбалась солнцу, а солнце любило смотреться в ее глаза, ласкало своими нежными лучиками. Его солнечные блики целовали каждый белоснежный  лепесточек  ромашки. Каждый год она с вольным ветром играла и семена роняла, а он ласкал ее, шептал о красоте, о нежности, о любви. Как-то раз, когда ромашка вальсировала с вольным ветром,  налетел, землю взметая, старший брат, буйный, порывистый  ветер. С яростной силой подхватил, разбросал он семена  далеко-далеко, а это крошечное  семечко задул в  страшный подвал. Упало оно во влажную землю в углу и потянулось к солнечному свету тоненьким зеленоватым стебельком. Но из этого подвала обратной дороги к солнцу, свету  нет. А как  хочется на волю,  к вольному ветру, его легкому дуновению, жаркому, знойному  солнцу! Вот бы ей такие крылышки, как у мотылька! Не сидела бы она здесь!
 Так изо дня в день рассказывала она мотыльку  свою историю, а он пил нектар и печально слушал.
     Кто его знает, может, наш мотылек так и коротал  бы свой век в темном одиночестве, но иная у него была судьба. Однажды  в подвал по капусту пришла хозяйка и поставила на пол свечку, как раз напротив мотылька. Боже мой! Каким величавым, блестящим, ясным, мерцающим, манящим показался мотыльку тот свет! Он встряхнул крылышками и  хотел броситься на свет, но в ту же минуту  хозяйка взяла свечу и пошла  к выходу из подвала. Свет! Свет!  Не удержался мотылек,  забыл о своем бессилии, забыл о своей неосведомленности и помчался за ним. Летучая мышь только свистнула ему вслед, потом еще дальше залезла под бочку и уснула… Никогда  ей ничего не снилось…  А мотылек полетел  за той мерцающей  свечкой так быстро, сколько сил было в его бедных крылышках.
     И вот  очутился  он в большой комнате, где на столе стояла ясная-ясная лампа. Мотылек растерялся от такого  блестящего света  и, обессиленный, упал на стол, трепеща крылышками. Опомнившись, он  снова сорвался и начал кружить над лампой, каждый раз уменьшая и уменьшая круги: хотел он увидеть, как можно ближе, то ясное, яркое солнце, каким ему казалась лампа. Разве думал он, что там может оборваться жизнь? Кто же видит смерть в сиянии? Оно  горит, светит,  сверкает, блещет, мерцает! Там блеск, свет, там тепло, там жизнь! Все ближе и ближе летит  мотылек к губительному свету…. И  вот он, долгожданный, ослепительно прекрасный, самый яркий  луч!…Треск! …Лампочка вспыхнула, а потом снова начала гореть  так же ярко, как и прежде…                                                                                                                                                                                                                         
А разве лучше было бы навсегда уснуть в темном подвале? Тот очень яркий свет сжег его, но  мотылек рвался на волю, он искал свет, искал счастье !

воскресенье, 31 октября 2010 г.

Лингвистические сказки

Как и многие другие учителя-словестники, нередко задумываюсь о том, как воспитать у ребят интерес к урокам русского языка, как сделать более доступным теоретический материал. И на помощь пришли сказки. Предлагаю некоторые из них вниманию коллег.


            Образование притяжательных    прилагательных



Однажды к Синтаксису пришли словосочетания «пиджак отца», «платок бабушки», «хвост лисы». Вперёд выступило слово «пиджак»:
- Уважаемый король! По вашему приказу  мы стали объединяться в словосочетания. Но имена существительные, которые получили роль зависимых, не хотят подчиняться.
- Но ведь мы не прилагательные, род, число и падеж которых зависит от того слова, рядом с которым они стоят,- вмешалось слово «отец».- Помогите нам, замените нас прилагательными.
    Задумался Синтаксис. Отменять свой приказ ему не хотелось, а не уступи он подчинённым, может начаться бунт. Позвал он Морфологию.
 - Я не возражаю против новой группы имён прилагательных, - сказала она. -Но есть ли у короля Словообразования нужные нам суффиксы?
   Пригласили короля Словообразование. А тот, толком не разобравшись, взял с собой только два суффикса-  -ов и –ин – да несколько окончаний. Присоединили  -ов к основе  слова «отца»- получилось прилагательное «отцов». Присоединили суффикс –ин к основе слова «бабушки»- получилось «бабушкин». А как же быть с существительным «лисы»? И рискнул тогда король Словообразование вместо суффикса подставить окончание –ий – «лисий».А чтобы притяжательные прилагательные, образованные таким способом, не догадались о его незадачливости, повелел король считать –ий суффиксом. Так возникла новая группа имён прилагательных.

 



                     


                               Княжество Морфологии
                     Что важнее ?                 

     Однажды существительное Солнышко поспорило с прилагательным Красное, какая часть речи главнее. Солнце спорило :
       - Я - Солнце, я предмет.
       - Ну и что ? – сказало прилагательное, - хочешь, я тебя сделаю ярким ,большим , красным, теплым и ласковым ?
      Солнце подумало : « Красное солнышко ! – так , действительно,  лучше».
      Неожиданно к ним подошло существительное Море. Оно сказало:
       - Нечего  вам  здесь  спорить, самое главное – это я. Ко мне все ездят отдыхать, меня все любят.
       Прилагательное улыбнулось:
       - А если около тебя встанет прилагательное холодное или северное, то никто не будет тебя любить. Я могу  сделать тебя любым: красным, белым, черным, желтым.
       Море задумалось, а потом сказало :
       - Ну , хорошо… Сделай меня теплым и голубым. Пусть люди купаются в моих целебных волнах. Но когда мне это надоест, я буду штормить,- упрямо добавило море.
       Недалеко от них с гор бежал ручеек. Он услышал этот разговор и сказал :
         - А я просто ручеек. Я сам бегу , мне никто не нужен..
       Прилагательное ответило :
        - Ты не просто ручеек. Ты горный, звенящий, серебристый ручеек. Так вернее. Правда ?
       Ручеек засмеялся , убегая, и ответил:
         - Да ! Правда !
       Существительные Море, Солнце и прилагательное Красное решили, что все части речи одинаково важны и должны жить в мире и согласии.

среда, 27 октября 2010 г.

Вчителям всесвітньої літератури

Тема роботи Форми збереження культурної спадщини (бібліотеки, музеї, театри,галереї тощо).
                          Провідні музеї світу (Лувр, Дрезденська галерея, Ермітаж тощо). Провідні музеї
                           світу (Лувр, Прадо, Дрезденська галерея, Ерміаж тощо). Віртуальна подорож
                          провідними музеями світу.
                         

  Автор :           Музика Тамара Олександрівна, вища категорія, старший
                          вчитель російської мови і літератури
                          Новобогданівська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів
                          Мелітопольський район,  Запорізька область.

                                                      Анотація
    Збереження культурної спадщини людства  є обов'язковою умовою існування та розвитку людської цивілізації. Традиційно заходи охорони культурної спадщини були винятково сферою внутрішньо-правової діяльності держав. Усвідомлення міжнародним співтовариством виключної важливості цих аспектів життєдіяльності людини сприяє тому, що захист та збереження  культурних цінностей  поступово стає предметом міжнародно-правового регулювання. Перші спеціальні норми міжнародного права у сфері охорони культурної спадщини регламентували питання захисту об’єктів культури лише під час збройних конфліктів, а саме це – Договір про захист художніх і наукових закладів та історичних пам’яток 1935 р. (відомий як Пакт Реріха), Конвенція ЮНЕСКО про захист культурних цінностей у випадку збройного конфлікту 1954 р. та ін  У 1972 році ЮНЕСКО прийняла Конвенцію про охорону Свесвітньої культурної  спадщини (вступила в силу в 1975 році). Ратифікували конвенцію на початку 1992 року 123  країни-члени  ООН.  У травнi 1995 року  був створений i   науково-дослiдний інститут України  пам'яткоохоронних  дослiджень  з метою вдосконалення пам'яткоохоронної справи, впровадження сучасних методiв вивчення та дослiдження об'єктiв культурної спадщини. Видатні культурні та природні цінності, що становлять надбання усього людства – є світовою  спа́дщиною  ЮНЕСКО.  Ці цінності перелічені в Списку ЮНЕСКО. Станом на 2006 рік у списку Світової спадщини знаходилося 830 об'єктів (зокрема 644 культурних, 162 природних і 24 змішаних) з 138 країн. Окремі архітектурні споруди і ансамблі — Акрополь , собори в Ам'єні і Шартрі, історичний центр Варшави (Польща), Московський  Кремль і Червона площа (Росія) та інші міста — Бразилія, Венеція,  та ін.  До Списку всесвітньої культурної спадщини ЮНЕСКО включено Софійський собор з ансамблем монастирських споруд та Києво-Печерську лавру у місті Києві, а також історичний центр міста Львова. До попереднього Списку всесвітньої спадщини ЮНЕСКО включено також комплекс Ханського палацу Державного історико-культурного заповідника в місті Бахчисараї. Держави, на території  яких розташовані об'єкти Світової спадщини, беруть на себе зобов'язання по їх збереженню. Але й в мирний час внаслідок дії багатьох факторів пам’ятки культури піддаються загрозі пошкодження, руйнування та знищення. У справі охорони та повернення втрачених і незаконно переміщених під час Другої світової війни культурних цінностей підписано угоди між урядами України і Республіки Польща, Угорської Республіки , Німеччиною та ін. Важливою умовою програми є передача спадщини, що повертається, на постійне  зберігання до музейних, бібліотечних, архівних фондів країн. Кожна країна  успадкувала від минулого творіння цивілізації, достойні збереження для нащадків,- музеї, бібліотеки, театри, галереї тощо. У них матеріалізована історія  народу, його творчість, боротьба за краще майбутнє. Вони є свідками економічного, суспільно-політичного, науково-технічного й культурного розвитку  людства. Кожний з цих памяток має вагоме  значення для всіх мешканців нашої планети. Цю спадщину ми зобов`язані берегти, розумно використовувати, примножувати і як естафету передавати дітям та онукам. Це ж бо свідчення вагомості нашого внеску до скарбниці світової цивілізації. Яка ж спадщина дісталась нам, людям ХХІ сторіччя? Про це ми дізнаємось з віртуальної  подорожі видатними памятками давнини.

Мета проекту:
Формування  загальної  культури  учнів , гуманних, естетичних і моральних  якостей, виховувати шанобливе ставлення до всесвітньої спадщини людства через залучення до світу театрів, бібліотек, музеїв, галерей тощо.
Компетентності , які  формує проект:
-          у  сфері  самостійної  діятельності;
-          у засвоєнні способів  набуття  знань  з  різних  джерел інформації;
-          у роботі в пошуках і відбору  матеріалу  з різних джерел, в тому числі Інтернет;
-          навички роботи в прикладних програмах;
-          уміння структурувати і логічно будувати матеріал;
-          аналізувати , узагальнювати і робити висновки по темі;
-          поширювати свій світогляд і культурний рівень.
Задачі:
 Познайомити учнів з шедеврами світової художньої культури і важливими формами збереження і передачі майбутнім поколінням людей досвіду попередніх поколінь як важливої   комунікації в цивілізованому  процесі.
Навчити учнів класифікувати теми робіт, аналізувати відібраний матеріал про те, як людство - держави протягом всієї історії розвитку  зберігали пам’ятки давнини, розуміти роль  і значення збереження культурної спадщини в житті кожної свідомої людини.
Розвивати уміння учнів представляти компютерні презентації перед аудіториєю ( само- презентація).
Оцінити рівень комунікативних компетенцій учнів.
Форми педагогічної діяльності :
Активізація знань і уваги, бесіда, робота в групах, створення учбових пізнавальних і комунікативних ситуацій.
Педагогічні технології :
Медіа освітні технології, технологія критичного мислення, технологія проектної діяльності.
На уроці та при підготовці до уроку  використовувались медіатехнології:
      -      використання ІКТ при підготовці учнями презентацій по темам художньої   
             культури - пошук інформації в Інтернеті, аналіз та відбір потрібної інформації,
           структурування інформації на слайдах презентацій;
       -     уміння учнями представити помпютерні презентації перед аудіториєю
             (само презентація);
-          організація комунікативної ситуації в роботі круглого столу;
-          формування комунікативних компетенцій учнів під час роботи в групах.
Основна увага звертається на розвиток  комунікативних навиків учнів. Для цього використовується : самопрезентація проектів, дискусія за круглим столом і віртуальна подорож провідними музеями світу , яка закінчується синквейном на тему: « Форми збереження культурної спадщини ».


Любимое место отдыха

 

Одесса во всей своей красе!                                      
                                             
                                                



                                                                                                                                                                                               
                                                                                                                                                                     
                                                                          

Море такое разное... Далеко-далеко у самого горизонта море сербрится, играет солнечными лучами- словно кто-то разбросал там проигоршнями маленькие хрустальные зеркальца...

                                                                          


   Только у самого берега можно заметить, как оно дышит, как волна набегает на гальку, расстилая тонкие кружева белой пены. И в этом несмолкаемом ритме прослушивается  что-то извечное и древнее, доносящееся к нам песней столетий...

                                                                                           
Сколько красоты таит море в своих  сумеречных глубинах и беспокойных волнах!
                                                    

Для чего нужна поэзия

                                         сказка
    Жил – был деловой человек. Он руководил людьми, строившими дома и мосты, а все , из чего нельзя было построить дом  или мост, он считал пустяками. Он никогда не любовался закатом, не вслушивался в шелест листьев, не смотрел на звезды. Когда наш деловой человек смотрел на  красивые цветы, они превращались в кучу пыли, а деревья под его взглядом  становились безликими бревнами. Он не любил и не понимал ни музыки, ни песен, ни стихов, считая их бесполезными…
       Деловой человек много работал, но людям рядом с ним не хотелось ни петь, ни улыбаться. Но он не понимал этого: для него все лица были одинаковы, как мрачные серые дома, которые он строил и в которых люди почему-то не любили жить. И вот однажды деловой человек заболел. Его взрослые дети ухаживали за ним, но, сделав  всё необходимое, сразу же уходили. Люди, с которыми он строил дома и мосты, приносили ему редкие лекарства и дорогие фрукты, но говорили только о том, сколько построили домов и мостов, и сразу же торопились уйти.
       Деловому человеку становилось все хуже… Наступила осень… И вот однажды , когда он лежал в своей спальне у открытого окна, послышался необычный шепот. Это дубовый листок, упавший к нему на постель, рассказывал свою печальную историю, жаловался на одиночество. Больной почувствовал себя таким же одиноким, как этот дубовый листок, и впервые заплакал не  от боли , а от чего-то такого, чего он не мог выразить словами. И когда, пошатываясь, опираясь на палку, больной пошел гулять по своему парку, он был уже другим человеком. Ему стало казаться, что чувствами наделено все, что его окружает. Вдали виднелся утес. И деловой человек подумал, что утес тоже одинок и грустит о том, что тучка, ночевавшая на его  вершине, покинула его и улетела…
    А однажды деловой человек даже услышал, как гордятся своей кратковременной, но дивной красотой опавшие листья, как хочется им, покружившись в буйном танце, улететь с ветром.
    Когда же больной выздоровел и снова появился среди людей, которые строили дома и мосты, все пошло по-другому. Теперь он замечал даже печаль, спрятанную глубоко в глазах, даже быстро мелькнувшую улыбку. И те , кто строил дома и мосты, стали работать с радостью.
     В каждом кирпиче дома  отразилась эта  радость каменщика. И дома уже не казались  серыми – они засверкали всеми цветами радуги, хотя их никто не красил. Люди полюбили жить в этих домах, и наш деловой человек почувствовал себя счастливым: ему открылось то , чего не выразишь словами, что можно почувствовать только сердцем.
    Так деловой человек понял, что поэзия открывает чувства, помогает понимать людей,
сочувствовать им . Настоящая поэзия отзывается на боль и радость, проникнута сочувствием ко всему в мире : к человеку, к природе…
А вам поэзия нужна ???